Сотрудники петербургских турфирм «Чиптрип» и Friend’s House рассказали «Бумаге» о том, как сэкономить бюджет туриста и при этом не уменьшить свой.
Фото: Виктория Мокрецова / «Бумага»
Во времена, когда «ЖЖ» был самой популярной социальной сетью в России, московская журналистка Ирина Мамай завела блог, который постепенно стал главным гидом для тех, кто любит путешествовать дёшево: в нем она публиковала информацию о недорогих авиабилетах и путевках. Так в 2004 году появилось сообщество «Чиптрип», а затем и одноимённая туристическая фирма.
— Людей практически с самого начала было много, — рассказывает Оксана Анохина, сотрудник петербургского офиса компании. — Это была такая секта: люди друг другу передавали информацию по сарафанному радио. У нас до сих пор так. Мы никогда себя специально не рекламируем. Постепенно всё расширялось: в Москве теперь работает четыре офиса. В 2009 году «Чиптрип» был самым крупным несетевым турагентством в столице. В 2008 году я узнала про него и поехала поговорить с Ирой. Я просто любила путешествовать, видимо, таких людей «Чиптрип» и искал. Сначала мы открыли питерский офис на лето, и уже через год мы стали работать постоянно.
Турфирмы заключают с авиакомпаниями договор том, что продадут определенное количество билетов. За невыполнение договора оператору грозит штраф. Так появляются горящие путевки
Как должно быть правильно, никто не знал: все хорошо знали страны, поисковые системы, но не схему работы турагентств. И поэтому обращались с туристами так, как они бы хотели, чтобы обращались с ними
Во всём мире есть понятие «gap year»: человек заканчивает школу или университет, и у него есть свободный год, чтобы посмотреть мир
Оксана объясняет, что в России начинают путешествовать чуть позже, чем во всём мире. Там есть такое понятие как «gap year», когда человек заканчивает школу или университет, и у него есть свободный год, чтобы посмотреть мир. В Канаде, например, если человек работает на одном месте пять лет, работодатель выделяет свободный год, чтобы попутешествовать. Об этом Оксане рассказал немолодой канадец, который объездил почти весь мир.
— Люди путешествуют, потому что это не отрывает их от жизни. У нас же другая ситуация: люди уезжают, а потом возвращаются и начинают всё заново. Когда после путешествия я ходила на собеседования, все менеджеры по персоналу спрашивали, почему у меня такой пробел в резюме. В большинстве случаев, я думаю, мне отказывали именно из-за этого.
Оксана Анохина: «На Гоа я встретила кучу русских, которые живут там по восемь лет, просто сдавая свои квартиры»
— Друзья часто спрашивали нас о том, как найти билеты, куда лучше всего съездить, где что посмотреть и купить, поэтому мы решили сделать нашу помощь доступной для всех, — говорит Наташа.
Friend’s House в какой-то степени стала продолжателем традиций «Чиптрип». Здесь так же заботятся о кошельке туриста, предлагая дешёвые туры, так же можно сформировать собственный тур. Но кроме этого, ребята позиционируют свой бизнес как социально-ответственный. По словам Наташи, Петербург утратил свой статус «окна в Европу» и мало популярен среди иностранных туристов. Помочь возродить интерес к Петербургу, по её мнению, должен проект City Surfing.
— Мы занимаемся въездным туризмом, проводя нестандартные экскурсии для иностранцев, — рассказывает директор проекта Динара Байрамкулова. — Это могут быть прогулки по крышам, барам или дворам Петербурга. Кроме того, мы можем организовать любую экскурсию, которую захочет наш турист.
Как показывает практика «Чиптрипа» и Friend’sHouse, открыть турагентство не составляет большого труда. Для этого даже не нужно много денег: ста тысяч вполне хватит для аренды небольшого офиса и зарплаты сотрудникам. Но дальше предстоит сделать выбор: помогать людям дёшево отдыхать или механически продавать туры? Первый путь гораздо сложнее, но и в том, и в другом случае есть шанс создать успешный бизнес. Friend’s House пока не добился устойчивой прибыли и все заработанное пускает в оборот. Но пример «Чиптрипа» говорит о том, что успеха можно добиться даже будучи альтруистами, которые просто любят путешествовать.