С 1941 по 1944 Выборг принадлежал Финляндии и назывался Виипури. В специальном выпуске «Точек» «Бумага» рассказывает о Финляндском торговом банке главного архитектора города Уно Ульберга, старом вокзале автора аналогичной постройки в Хельсинки — Элиеля Сааринена, жилом доме в промышленном районе Аллана Шульмана и еще нескольких проектах финских архитекторов.
Что творили соседи и сумели ли мы это сохранить?
1. Финляндский торговый банк
Фото: Фото: Никита Гранько / «Бумага»
Часто банку приписывают весь комплекс, но это не так — он занимает лишь центральное здание, завершенное в 1912 году. Единственное из трех строений, целиком отделанное гранитом, предоставляло помещения не только для банка, но и для его работников: их квартиры были расположены на верхних этажах. Сейчас в них живут отнюдь не работники, зато банк продолжает существовать. Правда, теперь это всего лишь «Сбербанк» — он обосновался в здании после войны.
Боковые корпуса, завершающие композицию комплекса, были закончены позже, и для других целей. К примеру, правое, угловое, предназначалось для компании «Карьяла» («Карелия») и было закончено в 1915 году. В его оформлении Ульберг в некотором роде предугадал бруталистское течение: если первые два этажа здания были отделаны камнем, то в верхней части доминировал обычный кирпич — разбавленный, однако, камнем в декоре. Такое решение оправдало себя: здание до сих пор выделяется из окружения.
2. Дом АО «Отсо»
До наших дней, однако, здание дошло в совершенно ином виде. Реставрация, проведенная в 80-х годах, значительно испортила его внешний вид: именно после нее детище Шульмана лишилось части своего декора и приобрело новую, не самую удачную расцветку. К настоящему времени дом к тому же отчаянно нуждается в новом ремонте: местами на его фасаде уже проступает кирпичная кладка.
3. Старый вокзал
В советское время на месте взорванного здания было построено новое, по проекту Васильева и Гольдгора (авторов, к примеру, здания на улице Пролетарской диктатуры в Петербурге). Но старый вокзал не был разрушен полностью: багажное отделение, занимавшее отдельное здание, дожило до наших дней, пусть и с некоторыми переделками. А две сохранившиеся скульптуры медведей теперь установлены в разных местах города.
4. Дом торговой фирмы «Хакман и Ко»
В советское время назначение здания кардинально поменялось: его отдали под коммунальные квартиры, для чего совершили перепланировку. Именно тогда сильно пострадали внутренние интерьеры и, как это ни странно, изменилась форма крыши.
В настоящее время дом практически пустует — хотя по хорошо сохранившемуся фасаду, отделанному гранитом с разной фактурой, этого и не скажешь. А вот с дворовой стороны состояние бывшего офисного здания видно гораздо лучше. Хотя постепенно ситуация улучшается: по крайней мере, забитые ранее фанерой окна теперь снова застеклены.
5. Дом АО «Агрикола»
Законченный в 1904 году, он неплохо чувствует себя и сейчас. В оформлении фасада архитектор обошелся без камня, ограничившись различными видами штукатурки — зернистой снизу и волнообразной сверху. Этому материалу автор отдавал предпочтение и при строительстве большинства других зданий, обращаясь к камню лишь по мере декоративной надобности. И в некотором роде оказался прав: с приходом функционализма штукатурка стала главным материалом оформления фасадов.